Удаленная (дистанционная) работа в Беларуси: как правильно оформить

Дистанционная работа: понятие и основная суть

В недавнем времени в Трудовой кодекс Республики Беларусь были внесены изменения, которые урегулировали понятие и порядок оформления дистанционной работы. 

Так, дистанционной является работа, когда работник выполняет трудовую функцию не по месту нахождения нанимателя. При этом работа выполняется с использованием информационно-коммуникационных технологий. Здесь подразумевается, прежде всего, сеть Интернет, электронная почта, мессенджеры. Работник и наниматель могут с помощью Интернета обмениваться любой информацией, файлами, документами.

Дистанционная работа отличается от надомного труда. Надомники выполняют работу у себя дома, а «удаленщики» могут трудиться в любом удобном месте (кафе, транспорте, отеле и др).

Кто инициирует переход на дистанционную работу: работник или наниматель

Трудовое законодательство было изменено и дополнено так, что в настоящее время инициировать переход на удалённую работу может как наниматель, так и сам работник.

Причём если инициатором «удаленки» является наниматель, то здесь будет иметь место изменение существенных условий труда, которое должно оформляться в определенном порядке. Так, наниматель обязан предупредить работника об изменении существуенных условий труда не менее чем за 1 календарный день. 

Если инициатором дистанционной работы выступает работник, то он обязан обратиться с письменным заявлением к нанимателю с указанием причины, по которой возникла необходимость в удаленной работе. Причём наниматель вправе как удовлетворить просьбу работника, так и отказать в предоставлении возможности работать удаленно.

Если наниматель является инициатором «удаленки», но, в свете последних событий, причина предотвращения распространения коронавирусной инфекции является обоснованной.

Перевод на дистанционную работу в Беларуси

В случае решения нанимателя о переводе работника на «удаленку» оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору, где прописываются все условия дистанционной работы. Это изменения и дополнения к трудовому договору, которые оформляется соответствующим образом.

Если перевод на дистанционную работу по каким-то причинам невозможен, то наниматель обязан обеспечить работнику благоприятные условия для выполнения трудовой функции. 

Правила оформления приказа на дистанционную работу

О переводе на дистанционную работу издается приказ нанимателя, который объявляется работнику под роспись.

В приказе в обязательном порядке указываются фамилия, имя, отчество и должность работника, дата, с которой работа ведётся в дистанционном формате, причины, на основании которых принято решение о переводе, обязательность заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

Нужно ли в приказе на упоминать про коронавирус

Медики рекомендуют в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации использовать социальное дистанцирование. В связи в этим переход многих работников на удаленный формат работы приобрел в последнее время большую популярность.

В приказе о переводе на дистанционный труд желательно упомянуть о причинах такого перевода. Если это коронавирус, то в мотивировочной части приказа необходимо указать, что «перевод на дистанционную работу осуществляется в связи с необходимостью предотвращения распространения коронавирусной инфекции».

Положение о дистанционной работе — необходимо ли его утверждать

Законодательство не содержит требования об обязательной разработке и утверждении Положения о дистанционной работе. Вместе с тем, при необходимости наниматель может разработать такое Положение. 

В Положении о дистанционной работе можно прописать общие условия (в том числе дать определение «дистанционки»), порядок приема и увольнения с дистанционной работы, порядок взаимодействия нанимателя и работника при помощи средств Интернета и другие условия. 

Положение является локальным правовым актом и является обязательным к исполнению всеми сотрудниками организации.

Нужно ли вносить изменения в трудовой договор в связи с переходом на дистанционную работу

Такие изменения необходимо вносить путём заключения дополнительного соглашения с работником. Такое соглашение может быть заключено в двух форматах:

— путём обмена электронными документами (с электронной цифровой подписью);

— при личном присутствии работника.

Увольнение работника, который работает на дистанционной (удаленной) работе

Прекращение трудовых отношений с «удаленшиком» осуществляется по общим основаниям увольнения, закреплённым в Трудовом кодексе. Это увольнение по соглашению сторон, в связи с прогулом, несоответствием работника занимаемой должности, по собственному желанию работника и др. Каких-либо специальных оснований законодательство в данном случае не предусматривает. 

Приказ об увольнении должен быть направлен работнику официально в электронном виде, либо же работник должен быть ознакомлен с ним лично.

Связаться с нами

    Ваше сообщение